|
|
Городок железнодорожников депо Лихоборы 10.09.2016 © Валерий Тихомиров
Вот уже больше недели прошло, как было запущено пассажирское движение на Московском Центральном Кольце (МЦК).
В честь этого события, я решил осуществить свою давнюю задумку - прогуляться по так называемому "городку железнодорожников" депо Лихоборы, что находится в Коптево.
Немного истории.
Железнодорожная станция Лихоборы располагается у границы районов Коптево и Головинский, между проездом Черепановых и Пакгаузным шоссе. Над северной горловиной станции проходит путепровод Михалковской улицы и Онежской улицы.
Станция проектировалась как "столица" т.е. центральная на Московской окружной железной дороге (МОЖД).
Здесь было предусмотрено всё для обеспечения бесперебойной работы МОЖД, в том числе круглое - новинка для начала века - паровозное депо. В 1900-х годах здесь был построен большой комплекс сооружений - пассажирский вокзал, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, нефтекачка, кузница, дома управляющего дорогой и машинистов и другие пристанционные сооружения, большинство из которых, утратив былое назначение, дошли до нас ценными архитектурными экспонатами. На искусственном холме была возведена 30-метровая водосборная башня, такие были нужны при паровозной тяге. Освещалась станция распылённым газом по системе инженера Кржеминского. Станция и ныне является главной на МК МЖД.
От восточной горловины станции отходят две соединительных ветви на главный ход Октябрьской железной дороги, пересекающей МК МЖД в востоку от Лихобор. Кроме того, от станции на север отходит куст подъездных путей.
Близ станции - одноимённое локомотивное депо.
Пристанционный посёлок на проезде Черепановых был построен между 1903 и 1908 годами - наряду с другими многочисленными объектами Московской окружной дороги. Все строилось в одном стиле, под руководством Александра Никаноровича Померанцева, академика архитектуры и строителя знаменитых Верхних торговых рядов (ГУМ).
При постройке помещения были обставлены специально созданной мебелью, осветительными приборами и часами "Буре". По имеющимся данным, оригинальные интерьеры большинства построек городка утрачены.
И так, как выше уже было сказано, интересующее нас место расположено вдоль проезда Черепановых. Думаю не стоит лишний раз напоминать, чем знамениты братья Черепановы и почему символично, что данный проезд проходит вдоль железнодорожной станции, окрестности которой и будут представлены ниже. И так начнём наш поход.
Вид с Михалковского путепровода в сторону проезда Черепановых. В нижней части кадра видны исторические постройки времён МОЖД. На заднем плане - жилые дома "современного" Коптево.
№249.1760 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Ещё пол года назад с путепровода открывался прекрасный вид на парковые пути станции Лихоборы. Но после электрификации путей, по сути теперь можно наблюдать только уходящие вдаль опоры контактной сети, часть которой и попала в кадр.
Спускаемся с путепровода и сразу нас встречает так называемый "Дом с совой" - бывшая детская поликлиника посёлка железнодорожников. А до этого это был дом начальника участка тяги.
Почему "дом с совой"? Потому что у здания, в нише между двух окон сохранился символ мудрости - барельеф совы. На фото он виден лишь частично - выступает из под листвы в центре кадра. Увы, снять здание в более выигрышном ракурсе на момент съёмки сделать было не возможно из-за окружавшего здания забора и строительных лесов на которых работали рабочие - здание наконец-то начали ремонтировать.
№249.1761 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Бывший дом служащих МОЖД.
№249.1762 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Вид на здание с Михалковского путепровода.
№249.1763 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Идём дальше. Исторические здания расположены почти друг за другом, что делает прогулку ещё более интересной.
№249.1765 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1764 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1772 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1773 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1774 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Есть информация, что здание представленное на фото ниже является бывшим домом начальника станции Лихоборы.
№249.1775 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Дальше будут представлены несколько зданий, которые к МОЖД не имеют отношения, но представляют интерес с точки зрения старой застройки района.
Жилой дом 1937 года постройки.
№249.1776 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Научно-исследовательский институт микроэлектронной аппаратуры (НИИМА) "Прогресс".
№249.1777 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1778 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Ещё один жилой дом 1937 года постройки.
№249.1779 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
"Изюминка" же всего похода - вокзал железнодорожной станции Лихоборы.
№249.1766 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
У здания вокзала растёт двухвековой тополь (возраст подтверждён радиоуглеродным анализом), свидетель наполеоновского нашествия, к столетнему юбилею станции едва не был вырублен, сохранён по личному указанию тогдашнего начальника МЖД Владимира Старостенко.
№249.1767 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Вид на здание вокзала с улицы.
№249.1768 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
2 августа 2008 года в честь 100-летия со дня открытия станции Лихоборы на перроне сооружена памятная стела. Создана группой авторов под руководством Заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств Салавата Щербакова.
№249.1769 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1770 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
На территории станции расположен туалет времён основания МОЖД.
№249.1771 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Так и хочется сказать "Первая ласточка". Хотя конечно она далеко не первая. А если учесть ещё, что тестовые обкатки начались ещё летом... Тем не менее снято было в первый час после запуска пассажирского движения - народа в поездах ещё не так много, ещё были свободные места.
№888.294 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Исторические строения станции располагаются не только южнее её, но и севернее.
Например от здания вокзала открывается вид на водонапорную башню.
№249.1786 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
А из окна электрички можно увидеть и другие железнодорожные строения того времени.
№249.1785 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Ранее уже упоминалось, что станция строилась как центральная. Именно по этому вдоль станции расположено аж четыре поста централизации. Большего количества нет ни на одной станции МОЖД. Вот два из них.
№249.1780 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
№249.1781 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
В начале рассказа по мимо станции Лихоборы, упоминалось и про одноимённое локомотивное депо.
Чтобы его увидеть, нужно вернуться к началу нашего похода.
Собственно правда его теперь тоже трудно увидеть. И не только из-за произведенной электрификации путей, но и из-за построенной новой станции МЦК Коптево. Кстати, если пользоваться железнодорожной терминологией, то употребление слова "станция" в данном случае не корректно т.к. по их терминологии это является лишь остановочным пунктом. А станция это именно то, что было рассмотрено выше - комплекс железнодорожной инфраструктуры в отдельно взятом месте для проведения различных железнодорожных операций.
№249.1783 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
Станция Коптево является одной из пяти станций МЦК, которая не была открыта ко Дню города по причине не готовности пешеходного моста, ведущего к станции.
Вид всё так же - с Михалковского путепровода.
№249.1782 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
А депо Лихоборы кстати как раз расположено сразу за станцией. Его можно наблюдать из электрички либо со стороны улицы, проезжая по Михалковской улице. Не всё интересное правда можно разглядеть со стороны. А жаль, депо старое и как любые объекты железнодорожной инфраструктуры того времени несет в себе особый интерес. Например поворотный круг и красивые исторические цеха.
Ещё один взгляд на строящийся пешеходный мост, но уже ближе.
№249.1784 написать отзыв о фото посмотреть в большом размере
На фото не видно, но на самом деле работа там "кипит" каждый день, рабочих много с обоих сторон моста.
Здание на заднем плане - Театр и музей русской песни им. Людмилы Зыкиной. Бывший ДК "Железнодорожник" о чём ещё совсем недавно гласила надпись большими буквами на фасаде здания. Как по мне, так было лучше. Всё таки местность обязывает и вполне гармонирует.
На этом мы завершим нашу прогулку по окрестностям станции Лихоборы. Естественно в обзор вошли не все исторические строения той округи, а лишь наиболее интересные из них.
Так же хочется добавить что и по мимо железнодорожной инфраструктуры тамошняя местность довольна интересна. Рядом с южным спуском строющегося моста расположен исторический трамвайный круг Михалково. Ну а через северный спуск можно будет выйти к одноимённой усадьбе, а так же парку Петра Алексеева и головинским прудам. |
|
|
|
|