|
|
|
ТЕРРИТОРИЯ Северного административного округа
|
|
ГЕРБ и ФЛАГ Северного административного округа
Официальное описание гербовой эмблемы:
В голубом щите московской формы узкий серебряный пояс. В верхнем поле два золотых соединенных крыла, сопровождаемые сверху серебряной восьмилучевой звездой. В нижнем поле золотой корабль с серебряными парусами.
Щит наложен своей верхней частью на красный, мурованный золотом, фигурный зубец стены Московского Кремля. Над зубцом золотая лента с надписью красными буквами: "МОСКВА".
Щитодержатели: два серебряных коня, стоящие на капителях серебряных колонн коринфского стиля, соединенных красной лентой с золотыми буквами: "СЕВЕРНЫЙ ОКРУГ".
Объяснение гербовой символики:
Узкий серебряный пояс символизирует канал имени Москвы, проходящий по территории округа.
Два золотых соединенных крыла символизируют воздушное сообщение города, аэровокзал и аэропорт "Шереметьево".
Серебряная восьмилучевая звезда символизирует Полярную звезду и указывает на расположение округа в северной части города.
Золотой корабль с серебряными парусами символизирует речной транспорт и расположенный на территории округа Северный грузовой речной порт.
Серебряные кони указывают на находящийся на территории округа ипподром.
Капители серебряных колонн коринфского стиля воспроизводят портики московского ипподрома.
Официальное описание флага:
Флаг Северного административного округа представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, с соотношением ширины к длине как 2:3, горизонтально пересеченное белой полосой шириной в 1/18 ширины флага.
В верхней части полотнища два золотых соединенных крыла, сопровождаемых сверху серебряной восьмилучевой звездой. В нижней части золотой корабль с серебряными парусами.
Размеры двух соединенных крыльев, как и корабля, составляют 1/3 длины флага.
(утверждены распоряжением мэра Москвы 17.04.2000 №413-РМ)
|
ИСТОРИЯ Северного административного округа
В административном отношении эта местность никогда не представляла собой единого целого. 11 селений входили в состав Всехсвятской волости, 6 - относились к Ростокинской волости, 2 - к Троицкой, а современная территория Молжаниновского района - к Черкизовской волости. Численность сельского крестьянского населения насчитывала около 6 тысяч человек, еще около 4 тысяч составляли "посторонние", заселявшие окрестности Петровского парка, Сельскохозяйственной академии и села Всехсвятского.
Крестьяне были уже лично свободны, имели свою волостную управу. Она несла ответственность за уплату государственных налогов и земских сборов, которые шли на содержание школ и немногочисленных лечебниц, на строительство дорог и мостов. При поездке в город приходилось вносить плату за каждый воз на дорожных заставах, установленных земством на благоустроенных им дорогах - во Всехсвятском и в Лихоборах.
Кроме того, в каждом селении существовали свои сборы для общества - на содержание старост, сторожей, пастухов, на церковные молебны и крестные ходы. Крестьяне постоянно нуждались в деньгах, и часто были вынуждены занимать их всем "обществом" у местных богатеев. Даже коров и лошадей многие из них покупали только на летний период, а осенью продавали за полцены.
Государственная власть, находившаяся на виду у населения, была представлена становым полицейским приставом в селе Всехсвятском да несколькими урядниками, которые имели квартиры по деревням и контролировали положение в своем участке. Селения в нашей местности были невелики. Большинство из них насчитывало от ста до двухсот человек всех жителей "от мала до велика" - по нынешним временам этого хватило бы на один-два городских дома. Исключение представляло село Всехсвятское. Собственно приписное крестьянское население составляло здесь 347 человек, но еще около 900 пришлых людей проживали в селе, имея более ста собственных изб. Из промышленных предприятий крупной была лишь ткацкая фабрика купца В. Иокиша в Михалкове.
Важное значение для развития этой местности с давних пор имела Санкт-Петербургская дорога (теперь Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе). На протяжении столетий она играла роль главных ворот Москвы, через которые осуществлялась связь с тогдашней столицей - Санкт-Петербургом, и с северо-западными территориями России. С ее историей связано создание в XVIII в. замечательного памятника архитектуры - Петровского путевого дворца, который является одним из лучших творений зодчего М.Ф. Казакова и ныне украшает Ленинградский проспект.
Существенным фактором градообразования и развития промышленного потенциала стала прокладка в XIX и начале XX вв. железных дорог: Николаевской (теперь Октябрьская), Московско-Виндавской (теперь Московско-Рижское направление) и Московской окружной железной дороги. На них в черте нашего округа сложились крупные станции Ховрино, Подмосковная и Лихоборы, которые и сейчас занимают заметное место в грузообороте нашей столицы.
После революции входившие в Москву территории были отнесены к Краснопресненскому району. Волостные центры Всехсвятское и Ростокино отошли в состав Москвы, а за городской чертой возникли новые волости: Ульяновская с центром при станции Химки и Коммунистическая с центром в поселке Лианозово, а затем в Хлебникове (с 1929 г. их территория отошла к Красногорскому и Коммунистическому районам, а с 1939-1940 гг. - к Химкинскому и Краснополянскому). Многократно менялось административное деление и на столичной территории. Когда границы Москвы во второй половине 1920-х гг. были перенесены за Московскую кольцевую железную дорогу, в северной части Краснопресненского района выделился Октябрьский район. В1936 г. организован Ленинградский район, в 1941 г. из Октябрьского района выделен Тимирязевский. В послевоенные годы значительная часть Ленинградского района была передана во вновь образованный Фрунзенский район. Последним возник в 1970-х гг. Железнодорожный район, выделенный из Тимирязевского в связи с массовой застройкой вновь присоединенных московских окраин.
Создание новых районов было связано с динамичным развитием нашей столицы. За эти годы Север стал важнейшим центром развития авиационной науки и промышленности, средоточием крупных предприятий и научно-исследовательских комплексов, играющих огромную роль в самых различных отраслях народного хозяйства. Сочетание крупнейших автомагистралей и железных дорог, строительство канала имени Москвы с Речным портом, создание Центрального, а затем Шереметьевского аэропорта превратило его в крупнейший узел транспортных связей, соединяющих Москву с огромными территориями России и с зарубежными странами.
Неудивительно, что это отразилось и на развитии внутригородского пассажирского транспорта. Первая в истории Москвы троллейбусная линия связала в 1933 г. центр города с поселком Сокол, а в 1934-1935 гг. здесь был организован 1-й Московский троллейбусный парк. В 1937 г. на территории округа пролегла вторая в Москве линия метрополитена со станциями "Динамо", "Аэропорт" и "Сокол", которую в 1964 г. дополнили станции "Войковская", "Водный стадион" и "Речной вокзал".
Северный административный округ Москвы объединил территорию ряда бывших районов: Ленинградского, Железнодорожного, Тимирязевского, Фрунзенского, частично Свердловского и Краснопресненского. Географическое положение Северного округа определяет его важное значение в жизни города, ибо через его транспортные артерии поступает в Москву 18% всех грузов и прибывает 12% пассажиров, гостей нашей столицы.
Свыше 50% территории округа включено в состав Москвы сравнительно недавно - в I960 и 1984 гг., что было связано с освоением новых площадей для массового жилищного строительства. Тем не менее, для них не подходит определение "спальных окраин" большого города. Северный округ располагает мощным промышленным, научным и социально-культурным потенциалом, сложившимся не только за счет новостроек и перевода на новые площади ряда предприятий и учреждений из центральной части Москвы, но в значительной части за счет развития той инфраструктуры, которая начинала складываться в этой местности до вступления в городскую черту.
ФОТОГРАФИИ Северного административного округа
еще фото →
|
|
|
|